Потомки Ивана Яковлева: кто они?
Иван Яковлевич Яковлев, великий чувашский просветитель, создатель чувашского алфавита, миссионер, педагог, писатель, переводчик. Перебирая регалии патриарха чувашского народа в душе просыпается какой-то трепет. Легендарная личность, вошедшая в историю России. Его труды вызывают восхищение. И очень трудно сегодня нам представить, что он был таким же человеком, так же как и мы ходил по земле, ел, спал, работал. Работал так, что оставил яркий след не только в истории, но и в памяти народа, а еще в своих потомках. Великий просветитель И.Я.Яковлев был человеком большого семейного счастья, оставившим талантливейшее потомство. У Ивана Яковлевича с Екатериной Алексеевной родилось пятеро детей: Алексей (1878 – 1951), Лидия (1879 – 1942), Наталия (1880 – 1882), Николай (1883 – 1949), Александр (1884 – 1888). И каждый из них занял достойное место в жизни и продолжили не только род Яковлева, но и его просветительскую деятельность в выбранной сфере.
Знакомство с праправнуками
Род Яковлева сегодня напоминает огромное ветвистое древо, где есть известные ученые, искусствоведы, литераторы, издатели, врачи, артисты. Внуки и правнуки старшего сына просветителя Алексея Ивановича живут во Франции. О них нет почти никакой информации, кроме того, что там живет его праправнучка Франсуаза. А все потомки семьи Яковлевых, проживающие в России, это дети, внуки, правнуки и праправнуки Лидии Ивановны Некрасовой от ее брака с ученым биологом А.Д.Некрасовым. Лидия Ивановна Некрасова (Яковлева) оставила самое многочисленное потомство по сравнению с другими детьми И.Я.Яковлева. С ее правнуками мы и встретились на праздновании 175-летия Ивана Яковлевича в Кошки-Новотимбаево, которое сейчас входит в Тетюшский район. Это встреча останется для меня одной из самых дорогих. Такое ощущение будто бы через потомков легенда оживает, память приобретает как бы материальные черты.
В Кошки-Новотимбаево нас встретил председатель Чувашского национально-культурного центра Тетюшского района Володар Тимофеев. По пути к школе он вкратце рассказал о проделанной работе и, указывая на музей Яковлева вдруг молвил:
– Там сейчас завтракают Ордынские и Толмачевы, ну, праправнуки Яковлева.
– А можно мне к ним? – сложно описать словами чувства, которые я тогда ощутила. То ли волнение, то ли смятение, но то, что потомки самого Яковлева находились совсем рядом, буквально в двадцати-тридцати шагах вызвало сложные эмоции.
– Думаю можно, сейчас зайдем, спросим, – спокойно произнес Володар Аркадьевич.
Мы зашли в просторный зал. Передо мной предстала какая-то умиротворяющая картина. За большим крепким столом мирно сидели несколько человек и пили чай. Была какая-то особая атмосфера, будто бы во времени мы перенеслись в прошлое, и сам Иван Яковлевич незримо присутствует здесь и принимает гостей.
Мы извинились за свое внезапное вторжение. Здесь же находился и директор музея Алексей Пыркин. Он то и представил нас гостям.
– Вы присаживайтесь, составите нам компанию, – тепло улыбаясь одна из женщин пригласила нас за стол. Это оказалась Любовь Михайловна Ордынская, праправнучка Яковлева.
Супруги Ордынские и Толмачевы оказались очень приятными людьми. От них веяло глубокой интеллигентностью и какой-то патриархальностью – то, чего нет в современных людях. Держались они просто, в котором проявлялось их внутреннее благородство, самодостаточность, православность. Именно эта черта наверное и связывает многие поколения Яковлевых.
Ордынские: тяга к просветительскому труду
Мне было интересно узнать, чувствуют ли они свою причастность к Яковлеву. Что думают о нем, да много о чем хотелось поговорить с ними.
Первым в разговор вступил супруг Любови Михайловны Никита Георгиевич.
– До своего предыдущего приезда сюда, к 160-летию Ивана Яковлевича Яковлева, я перечитал его труды, которые хранятся в нашем доме. Любина мама – пушкинист. У нас большая библиотека по литературе XIX века. Там есть две полки, посвященные двум личностям – Пушкину и Яковлеву. На меня глубокое впечатление произвело то, что помимо своей мудрости, библейской мудрости, Иван Яковлевич был очень практичным человеком, человеком практического действия, склада ума. Здесь в школе это очень чувствуется, вот это здание 19-го века производит очень большое впечатление. Оно крепкое, оно пропорциональное в объемах. Иван Яковлевич – цельная натура, также был глубоко верующим человеком, это метафизическое наполнение его личности, погруженное в практическую деятельность. Вы только посмотрите на этот дом, еще ведь при Яковлеве был построен и еще столько же простоит, – Никита Георгиевич с восхищением оглядел просторный зал. – Он ведь был очень трудолюбивым человеком, любовь к труду он передал своим детям, показывал своим примером. В воспитании детей слова имеют не первостепенное значение, они формируются обычно непосредственно в мобилизации жизни, – продолжил Ордынский. Слова нужны, но не так важны. Наши дети очень трудолюбивы. У нас три дочери. Старшая, Маша, закончила филологический факультет МГУ, русское отделение. Средняя, Катя – Московский полиграфический институт, факультет книжной графики. Младшая, Лиза, сейчас учится в МГУ на филфаке, тоже русское отделение. Они непрерывно что-то делают. Все трое замужем, младшая совсем недавно – в январе вышла замуж. У старших уже по двое детей. У Катюши дети с разницей всего в год, конечно чуть тяжеловато, чисто по-бытовому.
Любовь и Никита Ордынские работают вместе в издательстве «Русское слово» по оформлению книг. Оба закончили факультет книжной графики Московского полиграфического института. За годы работы через их руки прошло сотни книг, в том числе и учебники литературы для средней школы. По их книгам учатся дети, начиная от Калининграда до Владивостока. И что примечательно, в учебники по 7-му классу они включили материалы по Яковлеву.
– Литература – это интерпретация художественных образов. Не очень положительно оцениваем идею унификации школьных учебников. Для истории это оправдано, но не для литературы, – продолжил Никита Георгиевич. – Она должна быть различной. Для регионов, например, Калмыкии, Татарстана, Чувашии нужна дополнительная учебная литература. Мы с Любой недавно оформляли и делали экспериментальный учебник автора Алексея Гулина. И вот как раз в учебник для седьмого класса в раздел духовной литературы мы включили Завещание Ивана Яковлевича. Речь идет об учебном пособии родного русского языка. Пока работали над этим пособием, пришло понимание, что нужны учебники: скажем, родной язык – в скобках чеченский, родной язык чувашский, родной язык татарский и так далее. И что важно, методические материалы как бы провоцируют учителя что-то делать.
Вот что ни говори, а глубоко, очень глубоко сидит в потомках Яковлева тяга к просветительскому труду.
Особо хочется подчеркнуть, что одно из фундаментальных изданий – История русской церкви от митрополита Макария (Булгаков) тоже результат большого труда Ордынских. Работа велась в 90-е годы. Инициатива исходила от мэра Москвы Юрия Лужкова, и книгу по его поручению специально готовили к юбилею Москвы. Работа продолжалась целых 4 года. После это издание легло в основу грандиозного проекта Православной энциклопедии. На данный момент вышел 68-й том, всего 75 томов. Работу над энциклопедией благословил сам Патриарх Московской и Всея Руси Кирилл.
Как говорят сами Ордынские, в их практике есть и совсем полярные по характеру и смыслу издания. Они выпустили двухтомник «ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. 1920 – 1930», посвященный 100-летию Московского ВХУТЕМАСа и рассказывает об истории полиграфического института и дизайна. Эта книга была номинирована на книгу года в 2020 году и вошла в шорт-лист конкурса. Первое место тогда заняло десятитомное собрание древнерусской литературы. Ордынские оказались на втором месте. Кстати, сам Никита Георгиевич тоже отдает предпочтение десятитомнику, считая ее более значимой.
– Я третий раз приезжаю сюда и каждый раз с огромным удовольствием, – вступая в разговор сказала Любовь Михайловна. – Когда я в первый раз прочла Завещание Ивана Яковлевича чувашскому народу, я поняла, что эти принципы живут в нашей семье. Прежде всего, это крепкая вера в Бога, как основа всего бытия, которая дает основу жизни, помогает в любых жизненных обстоятельствах. Эту крепкую веру пронесла через все годы моя бабушка, старшая внучка Ивана Яковлевича Яковлева. Которая до 16 лет жила и воспитывалась у своего деда. Также любовь к России, вера в единство ее народов тоже в крови у всех потомков Яковлева. Просветительская же деятельность будь то преподавательская, научная, творческая и издательская также можно считать семейной принадлежностью. Хочу отметить, что большинство семей потомков Ивана Яковлева имеют дружные многодетные семьи. Нас напутствовали на семейную жизнь простыми словами: «Берегите друг друга, будьте уступчивы и снисходительны». Так же каждый из нас в детстве слышал: «Видишь, упало – подними, сломалось – исправь, делай, а не отделывайся». Это все созвучно Завещанию Ивана Яковлева: «Делай любое маленькое дело терпеливо, с любовью. Что счастье и успех придет к каждому, мирно и с любовью делающему свое дело». Это наставление является фундаментом всей нашей жизни, – сказала Любовь Михайловна.
Василий Толмачев – профессор МГУ
С Василием Толмачевым в Кошки-Новотимбаево тогда не удалось поговорить и наше знакомство с потомками продолжилось в Чебоксарах.
– С одной стороны я всегда знал, что Яковлев, был, есть. Ощущал это чисто физически. Который продолжает свое посмертное существование в потомках. В первую очередь я думал не про себя, а про бабушку Екатерину Алексеевну Некрасову, которая воспитывалась в семье Яковлева и до 16 лет жила в Симбирске и была практически дочкой Яковлева. Многое яковлевское передалось ей, а через нее и остальным потомкам. Словами точно не передашь, это есть с большой буквы. Во-вторых, это узнаваемо физически, хоть от Яковлева меня отделяет немало поколений, я праправнук, однако знаю на физическом уровне, что значит чувашские и волжские черты в лице. В принципе это трудно перепутать, и тот, кто знает, что это такое всегда узнает в другом. Это радует – приобщенность к большому народу, у которого есть и чувашское, и русское. Особость нашей страны, ее историческое величие заключается в том, что в каждом из нас много кровей, и все они синтезируются принадлежностью к России.
Продолжая мысли своего дяди (Владимир Всеволодович Павлов, правнук И.Я.Яковлева, советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист РФ. – Авт.) у меня до сих пор не было возможности ощутить насколько Яковлев важен в общественном, на личном уровне такое было – да, хотя книжно, наверное, мог, на уровне своего личного ощущения не мог представить, что Яковлева помнят, любят, чтут. Пусть Чебоксары и не родина Яковлева, но в высшей степени приятно здесь бывать. Не потому что я напрямую себя ассоциирую с Яковлевым, хотя и основание есть. Острее это ощущалось в Кошки-Новотимбаево, именно там Яковлева можно ощутить в большей степени. И пейзаж тот же сохранился, за исключением естественных исторических изменений, но в основе земля, горизонт, перелески – они такие же как при Яковлеве, школа конечно же. Поэтому, чтобы ощутить его нужно ехать в Кошки-Новотимбаево.
Василий Михайлович в своем рассказе пытался выразить все то, что он чувствует к своему прапрадедушке. В подбирании слов, то, с каким чувством, выражением он говорил было особое уважение, трепетное отношение к памяти Яковлева. Иногда чувства, ощущения бывают так велики, что сложно их облечь в слова.
Как и остальные потомки великого чувашского патриарха, Василий Толмачев тоже посвятил свою жизнь научно-просветительскому труду. Василий Михайлович профессор, заведующий кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ. Преподает сравнительную историю западноевропейских литератур, хотя в 1991 году Василий Толмачев защищался еще и по истории американской литературы. Также является членом ректорского совета Московского государственного университета.
Говоря о личности Василия Михайловича, наверное, будет несправедливо, если мы не упомянем о его корнях по отцовской линии. Итак, кто же они – Толмачевы? В разговоре он не раз упомянул о том, что в каждом человеке собрано всего понемногу. Это касается и Толмачевых. Василий Михайлович принадлежит к династии научной интеллигенции.
По словам Василия Михайловича, его дед Василий Семенович Толмачев родился в Дилижане, в Армении. Он принадлежал к молоканскому роду. Молокане были христианской сектой середины XIX века. И царское правительство переселяло молокан на завоеванный Кавказ и Закавказье, преследуя свои поставленные цели. Молокане были известны как хорошие земледельцы, и поэтому выбор царя был не случаен. Новые земли нужно было возделывать, что было важно для развития сельского хозяйства Империи. Историческое же место жительства молокан Тамбовская губерния.
– Толмачевых там немало. В Тамбове на главной улице есть даже историческая булочная Толмачевых. Уж не знаю, относятся эти Толмачевы ко мне или нет, но таковы исторические совпадения. Отец моего деда и дед к молоканам уже не принадлежали. Но так сложилась его жизнь, что в 1918 году прадед перебрался из Закавказья, где была бурная политическая жизнь, в более спокойное место – в Ташкент. Там его сын, мой дедушка Василий Семенович Толмачев, женился и у них с женой родились двое детей. Отец мой, Михаил Васильевич, закончил с серебряной медалью школу №1 имени Сталина. После этого в 1953 году уехал в Москву и как медалист по собеседованию поступил в филологический факультет МГУ, – Василий Михайлович очень сдержанно рассказывал о своих потомках, как бы стараясь не перехвалить, но при этом и не обесценить жизнь своих предков. Вот в этом вся его глубинная интеллигентность, тонкая тактичность, которая передалась ему и от Ивана Яковлевича, и от Василия Семеновича.
Здесь Михаил Васильевич встретил свою судьбу в лице Екатерины Всеволодовны Павловой, правнучки Ивана Яковлева и женился, когда учился на пятом курсе. Кстати сказать, дедушка Василия Толмачева Всеволод Павлов и бабушка Екатерина Алексеевна (Некрасова) тоже были профессорами МГУ. Всеволод Владимирович еще в юношеском возрасте увлекся искусством Древнего Египта, а с годами увлечение трансформировалось в профессиональный интерес, в историю он вошел как известный ученый-египтолог. Екатерина Алексеевна состоялась как доктор искусствоведения, которая посвятила свою жизнь изучению английского и русского искусств.
И вот 28 августа 1957 года в семье литературоведа Михаила Васильевича и искусствоведа Екатерины Всеволодовны Толмачевых рождается сын Василий. В случае их семьи, вернее рода, известная поговорка «яблоко от яблони недалеко падает» подходит идеально. Василий Михайлович после окончания филологического факультета МГУ и успешной защиты диссертации в 1982 году свою трудовую деятельность связал с родным МГУ. С супругой Светланой Александровной (в девичестве Николюкина, дочь литературоведов А.Н.Николюкина и С.А.Коваленко) воспитали дочерей Марию и Ольгу.
Когда начинаешь изучать родословную потомков Яковлева, разматывать эту цепочку, то понимаешь насколько крепок и устойчив тот фундамент, который заложили их предки. Несмотря на всю фундаментальность истории родословной, потомки Яковлева отличаются особой скромностью, благородством и тактом, что присуще истинным аристократам, хотя, например, Любовь Михайловна не любит себя так определять. Но то, что передалось им по крови это не отнять. Как-то на уровне интуиции чувствуется, что все те душевные качества и черты характера Ивана Яковлевича передались и его потомкам. При разговоре с Ордынскими, Толмачевыми было такое чувство, как будто Иван Яковлевич незримо находился рядом и улыбался.
Ирина ТРИФОНОВА.
Фото автора и из архива газеты «Хыпар».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев